ГАУ МО «Егорьевское информагентство»

Яндекс.Погода

понедельник, 11 декабря

дождь со снегом+1 °C

Сейчас в эфире

Радио 1

Онлайн трансляция

Гордо реет русский флаг

14 июня 2016 г., 16:54

Просмотры: 292


В 2019 году Россия отметит 350-летие государственного флага, впервые поднятого на корабле «Орел» построенном в Подмосковном селе Дединове.

До второй половины XVII века в России не было флагов, в современном понимании знаков государственной принадлежности. Были известны воинские стяги древнерусских полков, на которых изображались Лики Спасителя, Богородицы, святых. Перед ними, освященными как иконы, совершали молебны русские воины. В литературе описаны стяги Дмитрия Донского на Куликовом поле. Древнейшие дошедшие до наших времен русские знамена относятся к XVI веку. Среди них – знамя Ивана Грозного времен Казанского похода, знамя Ермака.

Орел двоеголовый

Впервые трехцветный флаг Российского государства был поднят на первенце русского военно-морского флота корабле «Орел» в селе Дединово в 1669 году.

«Оку не принято называть великой, хотя именно такой она была для молодого Московского государства, став главнейшей коммуникацией нарождавшегося единого российского рынка», – отмечают историки, краеведы Андрей Шаблин и Сергей Кочетков в книге «Дединово – село морское».

Дединову выпала честь стать «первым отечественным адмиралтейством» – родиной первенца российского военно-морского флота, фрегата «Орел». История первой русской государственной судоверфи началась с указа царя Алексея Михайловича – отца будущего императора Петра Великого.

В декабре 1667 года царь издал указ «О титуле царском и о государственной печати», подготовленный летом того же года А.Л. Ордин-Нащокиным. Этот документ стал первым постановлением российского законодательства о форме и значении государственного герба – «орла двоеглавого». А затем последовал еще один царский указ о присвоении фрегату названия «Орел» в честь русского государственного герба. В документе было указано, что кораблю «велено прозвание дать Орлом», а капитану отдали приказ – поставить на носу и корме по фигурке орла, а на знаменах и еловчиках (вымпелах – ред.) – нашивать изображения орлов.

Голландец Давид Бутлер, руководивший постройкой корабля, обратился к государю с тем, что необходимо поднять корабельный флаг, так как это принято по обычаю государств, имеющих флот.

Свой – чужой

С постройкой новых морских судов возникала проблема обозначения государственной принадлежности корабля. Для этих целей служили флаги. Любой моряк того времени, увидев на мачте британский флаг, мог определить, что судно принадлежит королю Соединенного Королевства Англии, Шотландии и Ирландии. Цвета русского флага, впервые поднятого на корабле «Орел» в селе Дединово говорили любому иностранцу, знающему в морском деле, что грозное судно принадлежит Великому Государю, Царю и Великому Князю Всея Великие, Белые и Малые России Самодержцу. Цвета русского флага соответствовали землям, составлявшим единое государство: красный - Великороссия, синий – Малороссия, белый – Белоруссия.

«Необходимость вывешивать знамена на русских кораблях ранее не возникала именно потому, что на внутренних водных коммуникациях таких опознавательных знаков не требовалось», – поясняет историк-краевед Сергей Кочетков.

Для изготовления флагов 9 апреля 1667 года Сибирским приказом было велено «прислать из меновых товаров триста десять аршин киндяков да сто пятьдесят аршин тафт червчатых, белых, лазоревых к корабельному делу на знамена и еловчики», говорится в издании Археографической комиссии. В марте 1669 года Давид Бутлер и астраханец Иван Савельев принимали построенный корабль, признали его годным для хождения по Хвалынскому морю. И тогда оперативно было решено и о флаге.

Наконец, 7 мая 1669 года «Орел», а также суда сопровождении - яхта, бот, шнеки и струги вышли из Дединова. «Орлом» командовал Давид Бутлер, яхтой – Ламберт Гельт.

За небольшой отрезок времени существования дединовской судоверфи с 1667 по март 1670 года здесь были построены еще несколько морских судов. Предназначение флотилии было в первую очередь для защиты торговых судов на Волге и Каспийском море.

Историки спорят

Этот период стал знаковым для государства в плане становления российской символики – герба и флага. Впервые государственный герб стал использоваться не просто как печать на документах, подтверждающих волю царя, а как символ государственной власти. И, наконец, впервые, на российском корабле был поднят государственный флаг.

Большинство авторитетных ученых сегодня не сомневаются в том, что государственный флаг впервые был поднят именно на первом русском военном корабле «Орел» в Дединово. Однако честь и право называться Родиной российского флага оспаривают нижегородцы. Краеведы Нижнего Новгорода считают, что флаг на «Орле» был пошит и водружен в их городе.

Однако, основываясь исключительно на материалах старинных документов, историк Сергей Кочетков считает это мнение ошибочным. Он уверен, что фрегат «Орел» пришел в Нижний Новгород уже под флагом, там была произведена передача государева имущества и принят отчет о потраченных деньгах.

Работая с архивными документами, краевед Виктор Майборода обнаружил, что капитан Давид Бутлер привез в 1669 году в Посольский приказ «Корабельного строя письмо», которое было затем переведено на русский. В документе было 34 артикульных статьи об организации службы на корабле в мирное и военное время.

«Голландия была признанной морской державой, с грамотным ведением дел, соблюдением морских законов. Бутлер, знаток морского устава, просто не мог выйти на корабле без опознавательного флага государства, положенного по закону. За основу важнейшего для военно-морского флота России документа было «Корабельного строя письмо». Так что, кроме всего прочего, Дединово – это и родина корабельного устава отечественного военно-морского флота», – уверен Майборода.

Каким был первый флаг

Ученые долго не могли прийти к единому мнению о том, каков был первый флаг, поднятый на «Орле».

По одной из версий, на полотнище изображался синий крест и бело-красные поля, расположенные в шахматном порядке. Именно с таким флагом изображали по своей фантазии художники на некоторых гравюрах и картинах дединовского «прадедушку» российского флота, например, художник В. Овчинников.

По другой, более распространенной гипотезе, на основе образца одного из петровских флагов, сохранившихся до наших дней в Центральном военно-морском музее России в Санкт-Петербурга, флаг был другой – посередине бело-сине-красного полотнища был вышит желтый орел, на груди которого – красный щит с изображением святого Георгия на белом коне.

Историк Сергей Кочетков находит подтверждение этой гипотезы в архивных материалах. О том, что на «Орле» было поднято именно такое знамя, можно прочитать в приложении к протоколу заседания Особого совещания от 12 марта 1911 года. 

Предположение о флаге с двуглавым орлом, помещенным на полосное бело-сине-красное полотнище поддерживают многие авторитетные ученые, например, главный научный сотрудник Института российской истории РАН Надежда Соболева.

«На флаге, поднятом на «Орле», не было синего креста, и красивую гипотезу обоснования этого, на мой взгляд, предложил доктор исторических наук Владимир Артамонов (Институт Российской истории РАН). В Азовском походе крест на флаге нес вполне определенный смысл – олицетворял поход православного государя против басурман. «Крестоносного» военного похода на Каспий не предусматривалось, «Орел» ушел в Хвалынское море по коммерческому проекту», – поясняет Кочетков.

Также на гравюре с рисунка очевидца тех событий, парусного мастера Яна Стрейса никакого креста на флаге не было, а явно просматриваются три полосы.

Рождение российского флага неразрывно связано с флотом, с первым военным кораблем «Орел». Известно, что царь Алексей Михайлович велел отправить на корабль «Орел» материю белого, синего и красного цветов. Петр I хорошо знал о начинаниях своего отца и сначала во многом копировал царя Алексея Михайловича. Трехполосный бело-сине-красный флаг использовался и на торговых, и на военных судах.

Затем по указанию Петра на военных кораблях с 1712 года было учреждено белое «морское знамя» с косым Андреевским синим крестом, которое с тех пор является военно-морским флагом. Историки считают, что появление этого флага связано и с учреждением в 1699 году первого российского ордена – святого Андрея Первозванного.

Позже короткое время государственным флагом России было полотно из трех полос – черной, желтой и белой, в соответствии с гербовыми цветами – черный орел на золотом щите (с 1858 по 1883 годы). Такое решение было принято на основании мнения тогдашнего герольдмейстера, но такая расцветка вызвала в обществе неоднозначное мнение, флаг не был признан в обществе и по указу императора Александра III бело-сине-красный стал официальным государственным национальным флагом России. После 1917 года он был упразднен и заменен на красный флаг с серпом и молотом, который просуществовал до 21 августа 1991 года. С этого времени Россия вновь обрела свой исторический национальный символ.

Ольга Иосипенко, «Луховицкие вести», 27 мая