ГАУ МО «Егорьевское информагентство»

Яндекс.Погода

пятница, 24 мая

пасмурно+9 °C

Сейчас в эфире

Радио 1

Онлайн трансляция

Наука о жизни

11 окт. 2016 г., 11:19

Просмотры: 539


Учитель биологии Георгиевской гимназии Ольга Павловна МАНЬШИНА знает, как посеять «разумное, доброе, вечное», не спутать вершки и корешки и вырастить настоящего Человека… 
И не мудрено: биология – наука о жизни

– Ольга Павловна, на Дне учителя Вы были удостоены именной премии имени С. А. Калабалина. Что для Вас значит эта награда? 
– Это не первая моя награда, их у меня немало. Но получить премию имени С. А. Калабалина было особенно приятно, потому что это признание моих заслуг не только как учителя, но и как воспитателя. У нас в гимназии много одарённых, талантливых детей. Но и к так называемым «трудным» детям «ключик» нужно стараться найти. Налаживать общение, искать понимание, из любой ситуации выходить без конфликта, особенно со своим классом. Надо сказать, что все годы, что работаю учителем, у меня всегда (за вычетом двух лет) было классное руководство. 
– Какой он, ваш 8 «б»?
– Обычный, разный. Есть дети дисциплинированные, мотивированные, а есть… другие. Мы живём в непростое время: велико влияние улицы, существует множество опасностей, вредных пристрастий. Это тоже приходится отслеживать. А результат наших усилий заметен не сразу, только со временем. Но у нас в гимназии особые, очень тесные отношения с повзрослевшими учениками. И со всеми моими выпусками я встречаюсь: они и домой ко мне приходят, и летом на дачу приезжают. Этот класс у меня уже четвёртый. 
– Многие последовали Вашему примеру?
– Не скажу, что многие, всё-таки у нас гимназия гуманитарного профиля, и большинство пришло сюда с намерением углублённо изучать другие предметы, поступать в другие вузы. Но биологию, как доминирующий предмет, выбирали всегда – и становились биологами, медиками, генными инженерами. А многие гимназисты теперь мои коллеги, педагоги. Преподавателем иностранного языка стала и моя дочь, бывшая гимназистка. 
– Педагог сильно влияет на становление молодого человека?
– Да, учитывая, что большую часть времени дети проводят в стенах школы, рядом с нами, а не с занятыми допоздна родителями. Дети приходят в гимназию к восьми часам, а уходят иногда в пять – весь день они у нас на глазах. Мы постоянно с ними общаемся – на уроках, на переменах. Так что влияние школы большое, и это правильно. Я долго работаю  и, наверное, просто очень люблю ту школу, дававшую не только знания, но и воспитывавшую, помогавшую определиться в жизни, найти своё место, развить определённые качества.  
– Ольга Павловна, дети со временем меняются?
– Как и всё наше общество! Нынешние дети очень раскованны и порой многое себе позволяют. Наверное, это издержки домашнего воспитания… Но при этом здорово, что они имеют свою точку зрения, не боятся её отстаивать. Все наши гимназисты нацелены на учёбу: даже те, кому не очень хорошо даётся предмет, не безразличны к результату, переживают за свои оценки. И всеми силами и способами пытаются их исправить! Подкарауливают меня в коридоре, в столовой, даже по дороге домой: «Давайте отвечу!», «А что подготовить?» И, конечно, я всегда даю такую возможность, никогда не «подрубаю крылья». 
– Школа меняется. А все ли перемены к лучшему, как Вы считаете?
– Нет, я считаю, не все. Меня тревожит, что на биологию отводится всё меньше часов: в пятом, шестом, седьмом классах остался один час в неделю. Пока мы находим возможность восполнить недостаток уроков дополнительными занятиями, но так, наверное, будет не всегда... И я не сторонник ЕГЭ в его прежнем варианте, предполагающем только натаскивание на выполнение тестов. Хорошо, что сейчас идёт его доработка: вводят задания, требующие мышления, осознания взаимосвязи всех протекающих процессов.
– Легко ли педагогу подстроиться к новым требованиям?
– А приходится – если не хочешь в грязь лицом перед учеником ударить! Тем более что и помощь педагогам хорошая – для нас проводят занятия, организуют курсы. И материально-техническая база в гимназии достойная: современные лаборатории, микроскопы, интерактивные доски, специальное оборудование с электронными датчиками. У нас есть возможность проводить лабораторные работы, не только предусмотренные учебной программой, но даже сверх неё. 
– Насколько книжные знания применимы к обычной, каждо-дневной жизни?
– Думаю, что иногда не очень применимы (смеётся). Моя дочь училась в нашей гимназии, и я сама преподавала ей биологию. Теоретически она знала её прекрасно, а на практике применить не смогла: уже будучи взрослым человеком, решила выращивать в саду цветы и, когда семена взошли… посадила в землю вверх корешками, приняв их за ростки! Когда-то практические навыки давали пришкольные участки. Но мы стараемся и сейчас приучать детей к земле: высадили аллею пихт, множество декоративных кустарников, цветов. И между кустиками, в «уголочках», выращиваем картофель, свёклу, лук, кабачки. Бывают у нас и субботники, и летняя практика, и на соседнюю речку я детей вывожу… Жаль, что делать такие вылазки становится всё сложнее: чтобы выбраться за пределы гимназии, нужно соблюсти множество формальностей, сопровождающего найти… 
– А у Вас интерес к биологии когда проявился?
– Я деревенская! Родом из Курбатихи, оканчивала Шувойскую школу. Так что приходилось помогать и родителям, и совхозу. И любовь к земле, наверное, с детства. И до сей поры! Но как предмет я выбрала биологию только годам к восемнадцати. В школе всегда легко давались литература, русский язык. Но учительница говорила: «Оля, не ходи «на русский» – всю жизнь будешь с тетрадями!» И я поступила в Истринское педучилище на учителя начальных классов. Уже потом, старшекурсницей Орехово-Зуевского пединститута, довелось поработать в сельской школе Самарской области – сразу и «биологом», и «химиком». И историю, и математику, и рисование, и черчение вела! Я благодарна педучилищу: все эти знания там давали. 
– Скажите, педагогика – это семейное? 
–  Я не могу похвастаться длинной, многолетней династией, но в нашей семье много педагогов. Мой брат заканчивал Коломенский пединститут, дочка учитель, зять работает педагогом дополнительного образования. Учителем была моя свекровь. Двою-родные сёстры – педагоги. Так что когда мы собираемся на свой семейный «педсовет», нам есть  о чём поговорить! 
– Ольга Павловна, Вашей профессии можно научиться или это призвание?
– Учиться, конечно, надо. Существует очень много профессиональных методик, их необходимо знать. Но вообще – это призвание, потому что если ты не любишь в первую очередь детей, свой предмет, то учительство будет непосильным. Это очень тяжкий труд. Мы каждый год с нетерпением ждём летних каникул, чтобы отдохнуть от школы. Но за большой отпуск начинаем скучать и по гимназии, и по коллегам. И по нашим детям, конечно. 
Беседовала Елена БУШНИНА.
Фото автора. 

Самое читаемое

24 часа
неделя
месяц