ГАУ МО «Егорьевское информагентство»

Яндекс.Погода

вторник, 24 октября

малооблачно-2 °C

Сейчас в эфире

Радио 1

Онлайн трансляция

Как отказаться от оплаченного тура

09 июня 2016 г., 15:58

Просмотры: 340


Наступил сезон путешествий, и потребители стали активнее пользоваться услугами турагентств. К сожалению, встречаются случаи, когда потребителям оплаченная услуга не предоставляется, турагент отказывается возвращать денежные средства в связи с отказом клиента от поездки. Что делать в таких ситуациях, как с минимальными потерями выйти из данной ситуации  – об этом мы спросили у  заместителя начальника территориального отдела Роспотребнадзора Анны САМОХИНОЙ 

– Анна Николаевна, каждый, кто  на практике отказывался от тура, сталкивался с условием о штрафных санкциях, размер которых порой может достигать 100% ...

– В подобных случаях следует помнить, что потребитель имеет право  претендовать на возврат части денежных средств, уплаченных за путёвку. Турист может заключить договор как с тур-оператором,  так и с турагентом.  Туроператор формирует,  продвигает и реализует турпродукт,  в то время как турагент вправе только продвигать и реализовывать турпродукт.

Отказаться от путешествия  турист вправе в любое время, при условии оплаты понесённых исполнителем расходов (ч. 1 ст. 782 ГК РФ, ст. 32 Закона о защите прав потребителей).

Такие расходы должны быть обоснованы и документально подтверждены, например: плата за бронь в отеле, штраф, выставленный отелем за снятие брони, оплата консульских сборов, санкции, уплаченные в связи с отменой договора страхования, оплата трансфера (штрафы за отмену) и т. д.

– Хотелось бы понять, к кому предъявлять претензии – к турагенту или к туроператору?

– Независимо от того, с кем заключён договор (с турагентом или туроператором), договор о его реализации всегда исполняет туроператор. Соответственно, он и несёт фактические расходы и определяет их размер. Денежные средства, перечисленные турагентом тур-оператору в счёт оплаты турпродукта, не могут быть признаны в качестве фактических затрат, связанных с исполнением договора, так как данные денежные средства есть выручка туроператора, поступившая от клиента, турагент лишь участвует в расчётах между ними.

При отказе от путёвки турагент не вправе под видом возмещения фактических затрат предъявлять к оплате в их составе штрафные санкции, которые предусмотрены договором между ним и туроператором.

Таким образом, прежде чем возмещать понесённые исполнителем  расходы, потребитель может требовать доказательства возникновения таких расходов. При отсутствии доказательств понесённых расходов потребитель вправе требовать возврата стоимости тура в полном объёме.

Ответственность перед заказчиком за качество услуг по договору, заключённому турагентом как от имени туроператора, так и от своего имени, несёт туроператор (в том числе за неоказание или ненадлежащее оказание туристам услуг, входящих в туристский продукт, независимо от того, кем должны были оказываться или оказывались эти услуги), если не установлено, что ответственность перед туристами несёт третье лицо (статья 9 Закона об основах туристской деятельности). В связи с этим по спорам, возникающим при осуществлении чартерных воздушных перевозок пассажиров в рамках исполнения договора о реализации туристского продукта, ответчиком и исполнителем договора перевозки признаётся тур-

оператор. Таким образом, если тур-оператор не представляет туристу, оплатившему договор полностью, подтверждения оказания каких-либо услуг, входящих в тур (авиабилеты), турист может требовать от туроператора оказания данных услуг в обязательном порядке либо возврата денег за весь договор полностью.    

– Что нужно делать, если всё же исполнитель отказывается удовлетворять требования клиента добровольно?

– В соответствии со статьёй 11 ГК РФ спор разрешается в судебном порядке.

Иск о возмещении реального ущерба, возникшего в результате неисполнения или ненадлежащего исполнения туроператором обязательств по договору, может быть предъявлен туристом туроператору либо туроператору и страховщику (гаранту) совместно.

При реализации гражданином своего права на судебную защиту, следует учитывать, что иски о защите прав потребителей могут быть предъявлены по выбору истца в суд по месту: нахождения организации; жительства или пребывания истца; заключения или исполнения договора.

Потребители, иные истцы по искам, связанным с нарушением прав потребителей, освобождаются от уплаты государственной пошлины.

В зависимости от «цены» иска определяется и подсудность дел: при цене иска до 50 000 рублей дело рассматривает мировой судья, при цене иска от 50 000 рублей – районный, городской суд.

Кроме того, согласно положениям ст. 47 ГПК РФ и п. 3 ст. 40 Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей» Роспотребнадзор (его территориальный орган), как государственный орган, до принятия решения судом первой инстанции вправе вступить в дело по инициативе лиц, участвующих в деле, для дачи заключения по делу.

Вопросы задавала 

Галина СТЕПАНЦОВА.