Выбрал профессию врача

04 ноября 2019, 18:49

Выбрал профессию врача

Я опять обращаюсь к книге краеведа Владимира Ивановича Смирнова «Мы – егорьевцы». Собственно, благодаря этой книге я и начал писать всякие заметки о родственниках, они были люди незаурядные и оставили заметный след в истории города.

ЗАГЛЯНЕМ В КНИГУ

Про кого-то из них в этой книге было написано немного, про кого-то – одна фамилия без инициалов, кто-то и вовсе не был упомянут, хотя люди в городе были весьма уважаемые – видимо, формат этого издания не позволял автору развернуться…
В этой статье я расскажу о своем деде, которого мне не довелось увидеть, в детстве о нем напоминала только большая фотография в рамке на стене, сейчас она хранится у моей мамы. Дед там в военной форме времен финской войны. С этой войны он вернулся, а с другой не получилось. В книге «Мы – егорьевцы» про деда сказано, что в военное время он работал в городском госпитале вместе с хирургом Амосовым, будущим академиком. Не успел дед там много поработать, так сложились обстоятельства…

ПРАКТИКА ХИРУРГА

Дмитрий Иванович родился 21 марта 1896 года в Егорьевске. Отец его – Иван Васильевич Дашков, ученый управитель, ведал лесным хозяйством на фабрике Хлудовых, гласный в городской Думе, личный почетный гражданин. Детство деда до гимназии прошло в имении на Саматихе. Была там большая библиотека для приобщения детей Ивана Васильевича к культуре, рядом с домом находилось здание
театра, то есть дети получили классическое воспитание, что было нормально для дворянских семей. Дом семьи Дашковых в Егорьевске на улице Карла Маркса, 5 (сейчас этот дом снесен) имел два этажа, большую террасу, выходившую окнами на фруктовый сад, балкон по второму этажу, к дому примыкал флигель. Из дворовых построек были конюшня (имелись два выезда) и сараи.
фотография сейчас недоступна
У детей Ивана Васильевича рано проявились художественные наклонности, это потом передалось и на следующие поколения Дашковых, многие из родных – хорошие музыканты, художники, люди искусства. У Дмитрия Ивановича был абсолютный слух, он научился играть на разных инструментах, три года учился в консерватории (у мамы и по сей день хранится дедова скрипка). Затем он круто все изменил и перед 1914 годом поступил на медицинский факультет Московского университета, по окончании которого начал работать в больнице в Лузгарино.
Далее дед переезжает в Шатуру, где под руководством немца Винтера строилась электростанция и врачам предоставлялось хорошее жилье. В 1927 году дед женится на Екатерине Павловне Курносовой, разница в возрасте у них была 12 лет. В начале тридцатых годов семья (у них к тому времени родилась первая дочь Ирина) переезжает в Виноградово, около Воскресенска, и дед работает в Золотовской районной больнице. С 1935 года они живут и работают в Егорьевске (здесь в 1934 году родилась вторая дочь Наталья) до начала финской войны, когда
дед на Кольском полуострове получал громадную хирургическую практику. До 1941 года снимали дачу в Бережках и других близлежащих деревнях. Дед после работы любил туда приезжать и отдыхать с семьей.

НАЗВАНЫ В ЧЕСТЬ ДЕДА

С начала Великой Отечественной войны дед работает в госпитале, который по мере продвижения немцев к Москве становится прифронтовым. С декабря 1941 года госпиталь переброшен в Мясной бор под Псков, где 17 июня 1942 года после прямого попадания авиабомбы в госпитальный блиндаж все для деда и закончилось. Кто знает, каким бы он стал, если бы вернулся. Вот Илья Михайлович
Щелко вернулся весной 1942 года в город из тех краев и стал позже известным хирургом и очень уважаемым человеком… Спасибо работникам краеведческого музея, что на стенде, посвященном погибшим на войне егорьевцам, имеется материал про Дмитрия Ивановича. В нашей родне трое названы в его честь: сын Льва Сергеевича Попова, племянника Дмитрия Ивановича; автор этих строк; сын Дмитрия Евгеньевича Дашкова, племянника Дмитрия Ивановича, Дмитрий, который и специальность имеет дедову – хирург.

ТРУДНАЯ СУДЬБА

Екатерина Павловна, моя бабушка, во время войны работала в госпиталях № 2643 и № 3012 ныне там школа № 10, воспитывала одна (дед к тому времени погиб) двух дочерей, с ней жили и родители: Павел Илларионович – основатель старообрядческой общины в Шувое и церковный староста – и Феодосья Дмитриевна Курносова. Замуж бабушка больше не вышла и берегла память о деде. После войны бабушка была заведующей аптекоуправлением района, занималась строительством аптек в Починках, при Колычевской больнице, в Песках, затем до пенсии работала в аптеке около нынешней Соборной площади (сейчас там другое учреждение), занималась внуками – мной и сестрой, дождалась правнуков.

ДОМ, МИЛЫЙ ДОМ

И еще немного о доме, где семья деда жила перед войной и до 50-х годов. Дом № 103 напротив родильного дома входил в состав ансамбля зданий различного назначения, построенных еще братьями-фабрикантами Хлудовыми. Сюда входили дома для рабочих фабрики и их семей, конный двор, пожарная часть, бани. Дом, где жила семья деда, был предназначен для проживания врачей и их семей. Основными жильцами дома до войны были семья главврача роддома Муравьева, им принадлежала большая часть дома: несколько комнат, отдельная кухня и даже ванная комната, что было в то время большой редкостью. Были и квартиры будущих известных городских врачей – хирурга Щелко, Сенновой, Степенской, Ежова (они впятером жили в одной большой комнате), моего деда – известного в городе хирурга, у них на семью из четырех человек были две большие комнаты. В доме было печное отопление, даже камины в отдельных комнатах, из роддома подавалась горячая вода, водопровод был в каждой квартире, имелись также и индивидуальные подвалы. После финской войны мой дед посадил во дворе дома сирень, шиповник и вяз, в самом начале войны с фашистами городские службы добавили туда несколько кленов. Но в военное время этот садик был поделен на участки для посадки овощей. Все жили дружно, было много общих интересов. Это было давно. Сейчас этот дом не существует, а жаль…
Дмитрий ФИНКЕЛЬБЕРГ. Фото из архива автора и WEB